Три материальные Гуны

Три материальные гуныТри материальные Гуны – определение

Мы разберем такое понятие индуистской философии как три материальные Гуны. Гуна дословно в переводе с санскрита означает «веревка». Весь материальный мир состоит из трех элементов, которые называются «Гуны материальной природы». Гуна – это то, через что Душа связывается с материальным миром. Это то качество материального мира, которое использует Душа, чтобы связаться с той или иной его частью, чтобы удовлетворить свои желания и потребности.

Три Гуны – основные качества

Саттва-гуна – самая чистая Гуна, самое чистое качество, состояние благости и полной ясности ума. Благодаря ей мы можем увидеть проблески Божественного. Т.е. если наша Душа связана с материальным миром с помощью этой Гуны, то у Души появляется возможность увидеть Абсолютную истину, из которой собственно и появилась сама Душа и материальный мир.
Она дает состояние пробуждения и отвечает за пребывание здесь и сейчас, в настоящем моменте. Свет Души высвечивает реальность настоящего момента.

Гуна Раджас –  дает нам такие состояние как страсть, задор, энтузиазм, воображение, желание действовать, т.е. появляется движение. Она – самая неустойчивая. Сама по себе действует очень короткое время. И приводит либо к Саттва-гуне, либо к гуне Тамас, т.е. либо мы становимся пробужденными, либо опускаемся на дно. Эта Гуна отвечает за развитие, за достижение и за будущее. Благодаря ей у нас есть стремления и желания.
Если мы правильно развиваемся, то Раджас приводит к Саттве.

Гуна Тамас дает невежество и инерцию, сдержанность, т.е. состояние сна. Если она доминирует в органах чувств, в уме, то мы можем слушать, но не слышать, смотреть – и не видеть. Эта Гуна отвечает за смерть и обращается к прошлому, воспоминаниям. Человек начинает жить прошлым, постоянно копаясь в нем.

Три Гуны природы – их воздействие на человека

Три Гуны природы находятся в динамической взаимосвязи, т.е. в материальном мире они есть все в большей или в меньшей степени. Обычно, люди подвержены гуне Раджас, животные – Тамас, а святые люди – Саттва-гуне.
Мы связывается с Гунами определенными способами:
рождение (семья); место проживания; пища; распорядок дня; общение; трудовая деятельность; праздники; церемонии; писания, книги, фильмы;  песни.
У человека есть свобода воли. И мы всегда можем поменять ведущую Гуну.
И в конце концов эти три материальные Гуны сгущаются и приобретают характер физической силы в виде пяти элементов. Пять элементов – физические силы, внешние доминанты, которые действуют на человека. Это – земля, вода, огонь, воздух и эфир. Вся материя состоит из них. Ниже по иерархии уже ничего нет.
В элементах доминируют те или иные Гуны природы. Например, в земле преобладает Тамас, в воде – Тамас и Раджас, в огне есть только качества Раджаса, в воздухе есть и Раджас и Саттва. А в эфире – самом тонком элементе – только Саттва.

Этот материал опубликован для ознакомления. Практикуйте под руководством преподавателя Кундалини йоги, прежде чем начать самостоятельные занятия, т.к. неверное выполнение может нанести вред вашему здоровью!
С краткой памяткой для начинающих можно ознакомиться на странице "Кундалини йога"
Оставить комментарий