Сикхизм

сикхизм - k-yoga.ruСикхизмрелигия прогрессивная ; она являлась одной из основных религий даже во времена своего основания – около 500 лет назад. По данным Википедии, она занимает пятое место по численности людей, ее исповедующих – это около 30 миллионов человек. Давайте раскроем некоторые очень интересные, но до сих пор малоизвестные факты об этой религии…

Понятие Бога отличает сикхизм от остальных религий. Бог является «Эк Онг Кар» или «Единым». В языке Гурмукхи у Бога нет рода, хотя переводы на другие языки приписывают Ему мужской род; также Бог «Акал Пуркх»  – за пределами времени и пространства и «Ниранкар» – за пределами форм.

Гуру Гобинд Сингх был последним Гуру сикхов в человеческом воплощении. Он основал Кхалсу – духовную общину преданных чистоте помыслов и действий. Он создал сообщество людей, которые придерживались дисциплины и определенных правил. Это напоминало им об их обязательствах и помогало поддерживать высокое состояние сознания. Каждый сикх, посвященный в Кхалсу, клянется всегда носить пять «К» – Кес, Кханда, Качха, Кара и Кирпан Подробнее можно прочитать здесь : https://k-yoga.ru/article/khalsa-i-ee-zapovedi/.

Во времена Гуру Гобинд Сингха ношение тюрбана или «дастара», как его называют в Ираке, обрело абсолютно иной смысл. До этого тюрбан был символом принадлежности к высшей касте и знатному роду. В те времена могольского аристократа или индийского раджу можно было узнать по тюрбанам, которые они носили. Но на самом деле ношение тюрбана связано с духовной практикой. Макушка головы – Десятые врата или Коронная чакра. Обычно макушка закрыта волосами, которые действуют как антенны, чтобы защитить Коронную чакру от прямого воздействия энергии Солнца, но в тоже время чтобы проводить ее.

Йоги и сикхи не стригут волосы, а сворачивают их в узел риши на макушке головы, на Солнечном центре. У мужчин солнечный центр расположен в районе лобного родничка. У женщин два солнечных центра: один непосредственно на макушке, в седьмой чакре, а другой в районе затылочного родничка. И у мужчин, и у женщин  сворачивание волос в узел на солнечных центрах балансирует собственную энергию и помогает сохранять осознанность и связь с Высшим. Подробнее о ношении тюрбана можно прочитать здесь: https://k-yoga.ru/article/tjurban/

Авторство Сири Гуру Грантх Сахиб отличает его ото всех остальных религиозных текстов, используемых в основных мировых религиях.  Сири Гуру Грантх Сахиб был составлен непосредственно сикхскими Гуру и изначально включал тексты, написанные Гуру. Это собрание также включает в себя святые писания других религиозных персонажей, таких как мусульманские суфии и индийские бхагаваты.

В отличие от большинства западных религиозных текстов, которые написаны прозой, Сири Гуру Грантх Сахиб имеет стихотворную форму, и многие его шабды исполняются под музыку. Эти писания играют центральную роль в сикхизме со времен Гуру Нанака. Сикхи высказывают свое почтение Богу, поют мантры и шабды как в личной практике, так и на общих праздниках.

Девятый Гуру – Гуру Тэгх Бахадур – наблюдал, как моголы притесняют индуистов. Хотя это угнетение было направлено на тех людей, которые придерживались иной веры, чем Гуру, и чьи убеждения он не разделял, Гуру Тэгх Бахадур решительно защищал права индусов на свободу вероисповедания. В ответ на это моголы публично пытали в течение 5 дней, а затем казнили Гуру Тэгх Бахадура.

Сикхизм призывает нас не верить в хорошие или плохие события, удачные или неудачные дни, счастливые или несчастливые числа. Согласно сикхизму, все дни в неделе и все числа равны, ни один из них не лучше другого.

В религии сикхизм нет постов, жертвоприношений животных, отшельничества, самоистязаний и других подобных вещей. Единственный способ молитвы и пребывания с Богом – это любовь к Богу. Человеку не нужно совершать какие-то особенные обряды и ритуалы, чтобы заслужить любовь Бога.

В 14 веке, еще до правления Гуру Нанака, индийские женщины в обществе претерпевали постоянные унижения и угнетения. Женской обязанностью было только продолжение рода, работа по дому и обслуживание мужчин. Повсеместно было распространено убийство новорожденных девочек. Гуру Амар Дас, третий сикхский Гуру, сделал многое для того, чтобы перестроить эту систему.

Шаги, которые сикхские Гуру предпринимали для защиты женщин, повлияли и на индийское общество. В то время как женщины стали принимать участие в общественных, религиозных и политических делах, их ценность как равных мужчинам партнеров, становилась все более заметной и очевидной. Гуру говорили, что мужчины и женщины равны в глазах Бога, поэтому равны и их права на этой Земле.

В религии сикхизм приветствуется здоровый образ жизни. Пища должна быть простой и натуральной. Нужно избегать переедания и употребления нездоровой еды, не причинять вред чему-то или кому-то, жить в гармонии, делясь с другими. В Сири Гуру Грантх Сахиб убийство животных для употребления в пищу названо неправедным.

Символ сикхизма –  Кханда – два перекрещенных меча, символизируют мирскую и духовную жизнь, под властью Единого Бога.

Традиционное приветствие у сикхов: «Вахе Гуру Джи Ка Кхалса, Вахе Гуру Джи Ки Фатех», что означает «Кхалса принадлежит Богу, победа принадлежит Богу». Еще одно приветствие: «Сат Сири Акал», что означает : «Истина – это Бессмертный Бог».

Каждому сикху дается второе имя – «Сингх», что означает «лев», а у каждой женщины второе имя «Каур» – «принцесса». Гуру подкрепили равенство женщин в обществе, основав систему, в которой женщинам не нужно менять фамилии после замужества. В истории сикхов были случаи, когда женщины сражались в бою наравне с мужчинами. Тем самым Гуру декламировали абсолютное  равенство женщин и мужчин.

Любое место, в которое помещен Сири Гуру Грантх Сахиб и которое очищено с должным уважением в соответствии с сикхским кодексом поведения, может стать Гурудварой,  и не важно, комната ли это в чьем-то доме или отдельно стоящее здание.

В Гурудваре есть четыре двери, называемые: Дверь Мира, Дверь Пропитания, Дверь Учения и Дверь Милости. Эти двери символ того, что здесь ждут людей со всех четырех сторон света, и представители всех четырех каст желанные здесь гости. В Гурудваре всегда светло. Это символ того, что свет Гуру всегда виден и доступен каждому в любое время.

Центром внимания и единственным объектом поклонения в главном зале (или Дарбар Сахиб) является книга, содержащая святые тексты – Сири Гуру Грантх Сахиб, к которому относятся с уважением,  как к человеку. Книга лежит на подиуме и покрывается дорогой тканью, когда ее не читают. Хотя сикхи высказывают уважение к Сири Гуру Грантх Сахибу, они поклоняются не книге как объекту, а духовному слову, шабдам, входящим в ее состав.

Перевод с английского Стефанович Е.

Этот материал опубликован для ознакомления. Практикуйте под руководством преподавателя Кундалини йоги, прежде чем начать самостоятельные занятия, т.к. неверное выполнение может нанести вред вашему здоровью!
С краткой памяткой для начинающих можно ознакомиться на странице "Кундалини йога"
Оставить комментарий