Сант Хазара Сингх

sant-hazara-singhАвтор: Шанти Каур Кхалса

На протяжении последних тридцати лет я слышала, как Йоги Бхаджан говорил о многих своих духовных проводниках. Тем не менее, есть только один человек, которого он называл своим Учителем, и его имя Сант Хазара Сингх из Гуджаранвалы (область на севере Индии, которая сейчас относится к Пакистану). Ничто так не влияло на выражение лица Йоги Бхаджана, как те моменты, когда он говорил о «Сантджи». Внезапно, его черты сглаживались, взгляд устремлялся куда-то вдаль, и снова очень острой становилась боль от разлуки. И когда Йоги Бхаджан упоминал о своем духовном Учителе, мы знали, что нам предстоит очень глубокая и важная лекция.
Я хочу отметить, что я начала собирать истории, приведенные ниже, не только потому что они позволили мне лучше узнать моего Учителя, но еще и потому, что они помогли мне осознать, что в действительности я тоже являюсь частью бесконечной Золотой Цепи. По большому счету, Сант Хазара Сингх и мой Учитель тоже.
Все началось, когда Сири Сингх Сахиб, известный как Йоги Бхаджан, был еще совсем юн и его звали Харбхаджан Сингх. Он вспоминал:

«Я родился в очень богатой семье. Я играл бриллиантами вместо стеклянных шариков и обладал огромной властью. Я был старшим сыном правящей династии, как принц Уэльский, и использовал любую возможность вести себя как полный идиот. Для тысяч слуг мое слово было законом, и я мог иметь абсолютно все, что захочу, как богатый, испорченный ребенок.
Но мне повезло. У меня был праведный дедушка, и в семье поддерживались традиции и духовный уклад жизни. Я встречал многих просветленных, приходивших в наш дом, и я выбрал святого Учителя. Его одобрение касательно меня было связано с тем, что ему нравилась моя семья. Его влияние на меня очень глубоко, я по сей день его люблю. Знаете ли вы, что я до сих пор не знаю черт лица ни своего деда, ни моего Учителя? Я никогда не смотрел им в лицо, но я могу в мельчайших подробностях описать их стопы».
— Йоги Бхаджан

Йоги Бхаджану было всего восемь, когда он повстречал Сант Хазара Сингха – великого мистика и йогина своего времени. Он также был известен как отличный наездник и мастер Гатки – древнего военного искусства Сикхов. Харбхаджана сильно притягивал Сант Хазара Сингх, который был смел, отважен и превосходил остальных по всем параметрам. Мальчик спросил родителей, можно ли ему обучаться у Мастера. Его дедушка, Бхаи Фатех Сингх, отправил запрос, и для семьи было великим счастьем получить сообщение о том, что Сантджи согласен взять мальчика к себе в ученики.
Позднее, Йоги Бхаджан собрал всю свою одежду, вещи и в сопровождении матери и нескольких слуг, отправился в ашрам Сант Хазара Сингха. Когда Сант Хазара Сингх увидел, что Харбхаджан прибыл с такой роскошной процессией, соответствующей его аристократической персоне, он отправил мальчика домой, не разрешив ему даже распаковать багаж. Он приказал ему возвратиться одному, только с тем, что он сможет сам унести. А когда Харбхаджан вернулся, то Учитель велел ему остановиться в одном из охранных сооружений, расположенных рядом, а не в главном ашраме.
Там он жил на протяжении нескольких лет и именно там он досконально изучил Гатку. Сант Хазара Сингх был легендарным мастером меча, и он всегда наблюдал за тренировками своих учеников. Он был очень жестким и требовательным Учителем и не давал шансов на ошибку.

«Когда я обучался Гатке, у нас была арена, где мы практиковали это военное искусство. По приказанию Учителя я вышел на арену и подумал: «Сейчас мне дадут одного или двух противников для того, чтобы сразиться с ними». Это было очень необычно, потому что мне не дали щит, а дали только один меч. К моему изумлению, на поле вышли шестеро, вооруженные длинными копьями, против которых сражаться сложнее всего.
Я закричал: «Погодите! Это не честно!» И когда мой Учитель услышал это, он послал еще двоих, итого я оказался один против восьмерых мальчиков. Они начали кружить вокруг меня. Мой Учитель дал мне инструкцию. Он сказал: «В любом бою всегда существует три выбора. Ты можешь откланяться и уйти. Ты можешь честно сражаться, сохраняя внутренние ресурсы, или же ты можешь неистово биться до победы. Если ты сражаешься, сохраняя внутреннюю силу, тогда твои соперники не смогут быть решительными и напористыми. Их сильной стороной будет только техника. Вот так».
Я сказал себе: «Ну я об этом не просил! Я был очень наивным и полностью неосведомленным о том, что я сегодня встречусь с этими ребятами. Но сейчас я здесь, и я их не разочарую». Всем сердцем я обратился к Гуру. Я произнес: «Ты знаешь, какой я испорченный, но дорогой Господь, ты должен сейчас встать со мной рядом, иначе я этого не вынесу!»
Верите или нет, в течение получаса на земле оказались восемь наконечников от копий, но я не тронул руки противников. Они понимали и знали, что их руки могут быть отсечены, если я дам себе волю.
Вечером, когда мы собрались все вместе, они мне сказали: «Итак, Бхаджан, почему ты не отрубил нам руки?» Я ответил: «Гуру сражался, не я. В моем сердце не было мести, даже когда вы атаковали меня и справа, и слева». И мы засмеялись, кушали и веселились».
— Йоги Бхаджан

Когда юный Харбхаджан Сингх отправился жить и учиться непосредственно у Сант Хазара Сингха, его жизнь и личность претерпели очень значительные изменения. Долгие часы ребята проводили, изучая Кундалини йогу, практикуя позы и крийи до тех пор, пока студенты не только доводили их до совершенства, но и на самом деле понимали их.

«Мой Учитель был таким жестким, что я не пожелаю такого даже своему врагу! Но благодаря этому под его руководством невозможное становилось возможным. Однажды он велел нам сидеть, вытянув прямые руки. В тот день мы должны были понять, что это усиливает позвоночник и приводит его в порядок. Затем Сушумна питает головной мозг. Мы выполняли это упражнение в течение 2,5 часов, не опуская рук – и после этого потребовалось пять часов, чтобы снова начать двигать руками».
— Йоги Бхаджан

Сант Хазара Сингх был очень строгим и требовал полного подчинения. Такая дисциплина была ключевой для силы, которую он взращивал в своих студентах. Когда Сант Хазара Сингх начал свой курс, у него было порядка 250 человек, а завершили обучение только 15. Зачастую, если ученик хотя бы раз совершал ошибку, его исключали. Однажды студент провалил важное испытание и он знал, что Сантджи отправит его домой. В агонии он бросился Учителю в ноги, изо всех сил обнял их и поклялся никогда не отпускать. Время шло. Восемь часов Сант Хазара Сингх просто стоял там с плачущим и цепляющимся за его ноги студентом. Спустя еще какое-то время, студент устал и ослабил свою хватку. Сантджи просто развернулся и спокойно пошел прочь. Ученика отправили домой.

«Я прошел через очень жесткого Учителя! Однажды он спросил меня, «Ты думаешь, я суровый?» Я ответил, «Да, я так думаю». А он сказал, «Знаешь почему?» Я ответил, «Да, знаю. Потому что ни что в жизни более не будет для меня суровым и жестоким». Он кивнул и произнес, «Да, ты прав!»
Это было правдой. Однажды мой Учитель связал мне руки за спиной и велел другому мальчику бить меня и не останавливаться. А потом он просто ушел! Мальчик бил и бил. Я был весь в синяках, у меня сочилась кровь, мой тюрбан был сбит с головы и ни один сантиметр моего тела не остался целым. Наконец, мальчик устал и его уже стало тошнить от этого зверства, и так как Сантджи не было рядом, он остановился. Я подпрыгнул и закричал сквозь разбитые губы: «Я выиграл! Я выиграл! Ты остановился, а я – нет!»
Однажды я пошел с Учителем в город. Мне не приходилось часто ходить в город, поэтому я был очень взволнован! По случаю на надел брюки и рубашку западного образца и ощущал себя очень стильным. Когда мы уже очень близко подошли к городу, мой Учитель указал мне на дерево и сказал забраться на него, что я и сделал. Он сказал: «Сиди на этой ветке, пока я не вернусь, и не спускайся, что бы ни случилось!»
Он продержал меня на том дереве в западном костюме три дня. Я не знал, как мне пописать или покакать, поесть или поспать, и вообще, что делать. Три дня я сидел, не зная, что случилось и что будет дальше. Как-то я выжил, и к моему великому облегчению, я увидел знакомую фигуру, идущую ко мне по тропинке. Я спрыгнул с дерева, а он сказал: «А, это ты. Пошли. Давай поторопимся. Ты слишком медленно идешь». Я просебя подумал: «Да. Сам бы просидел на дереве три дня, посмотрел бы я, как бы ты себя чувствовал!»

Но не было ничего, что я желал бы сказать. Я помню однажды пришел к Учителю. Была уже полночь, и он сказал: «Ага! Я надеялся, что ты придешь».
Эти слова обрадовали меня и я спросил, «Сэр, что я могу для Вас сделать?» Он ответил, «мне нужен йогурт». Теперь это была проблема. В Индии существует только домашний йогурт, и в час ночи он никогда еще не готов. Если бы он попросил меня в пять или в шесть часов утра, то я бы привез ему целый грузовик. Но люди кладут закваску в молоко примерно в восемь или девять вечера, и к часу ночи она просто еще не готова. Итак, я спросил, сколько йогурта ему нужно, а он ответил, «Столько, сколько ты сможешь принести».
Я присел на минуту и думал, думал. Я ясно понимал, что этот человек знает, что в это время суток было невозможно достать домашний йогурт. Но вместо того, чтобы сказать нет или извиниться, я сказал, «Да, Сэр. Спасибо, Сэр», и ушел. Около 5:30 утра я принес ему столько, сколько он хотел и столько, сколько могли использовать во всем его доме. Он не сказал ни слова, и я не произнес ни слова. Я знал, что в этом задании была проверка. Он сказал мне пойти и принести, но он не сказал вернуться прямо сейчас. Это то, что делают Учителя. Они проверяют ваш интеллект, ваши возможности и затачивают вас. Тупые предметы никогда не проходят, не проникают, а тупые люди на самом деле не живут. Учитель сделает вас острым».
— Йоги Бхаджан

После нескольких лет учебы пришел тот день, когда студент – очень внезапно – стал Мастером:

«Когда мне было шестнадцать с половиной лет, мой Учитель позвал меня к себе в комнату и сказал, «Бхаджан, ты совершенен». Я сказал, «Нет, Сэр. Только Бог совершенен. Все творит Бог». После двухчасовой дискуссии, он произнес, «Я чувствую, мне нужно тебе подчиниться». Я ответил, «Нет, Сэр, я ежедневно подчиняюсь Вам. Если бы Вы подчинились мне однажды, Вы бы меня учили, как правильно подчиняться, вот и все». Когда он не смог парировать, он засмеялся и спросил, «У тебя что, вообще нет чувств?» Я отвечал, «У меня вот какое чувство: чувство, что Вы обучили меня очень хорошо. Вы давали мне опыт. Теперь я понимаю». Он сказал, «Хорошо. Объясни мне свой опыт!» «Сэр, опыт это то, когда кто-то слеп всю свою жизнь, но в один прекрасный день он прозрел и увидел всю красоту мира». Что он мог ответить? «Окей,» и спросил, «И что он сказал?» Я закрыл глаза и ответил, «Ва! Я только что узрел Бесконечность в своем переживании». «Бхаджан», спросил Учитель, «Ты не счастлив?» А я сказал, «Я не несчастен. Но также здесь и радоваться нечему, потому что сейчас начнется трудная работа».
Когда я вышел из комнаты, все остальные ученики спросили меня, «Что он сказал?» Я ответил, что он сказал: «Ты – Мастер». Они были потрясены и воскликнули, «Правда?» А потом каждый принял это. Это не заняло даже минуты. Никто не проверял меня, не испытывал. Он просто сказал это; я объяснил это остальным; так вот было. Вот как это работает. Мне ничего не пришлось делать».
— Йоги Бхаджан

Последний урок, который преподнес Сант Хазара Сингх Харбхаджану, был даже более болезненным, чем первый. К 1946 году вся Индия восстала против оккупации Великобритании. Были выдвинуты определенные условия, и неизбежно приближалось разделение Индии. Однажды, всех учеников собрали в покоях их могущественного Учителя. Сант Хазара Сингх объявил, что они входят в период «жизни в аду», времени опасностей и войн. Он заявил, «Мое время как вашего Учителя подошло к концу, и вы не можете последовать за мой туда, куда я должен пойти. Мой последний приказ – оставить меня и мы никогда больше не увидимся». Харбхаджан был шокирован, но он выполнил и это распоряжение, т.к. был обучен исполнять наказы Учителя с высшей степенью повиновения.
Сант Хазара Сингх уехал и провел многие трудные и опасные годы в качестве свободного бойца. Он скрывался и тайно переезжал с места на место, пока велась борьба Индии за независимость. После разделения, он женился и мирно жил со своей семьей в деревне Дораха. Хотя Йогиджи и отслеживал местоположение Учителя и его судьбу, но этот преданный и дисциплинированный ученик точно соблюдал те последние наказы. Все же боль от разлуки была невыносимой. Йоги Бхаджан вспоминал случай, когда случайно проезжал рядом с деревней, где жил Сант Хазара Сингх. Он послал Учителю весточку, что он здесь, по соседству. Ответ от Учителя был таков, «я знаю, что он здесь. Скажите ему, чтобы он проходил мимо».

«Мой Учитель открыл во мне не мужчину, не религиозного человека, не великого человека, а настоящее человеческое существо. Нет ничего в мире, чтобы я мог преподнести ему в качестве награды и благодарности. Он сделал самую поразительную работу. Я стал лучшим. Вот почему сегодня я говорю, что катастрофу я съедаю на завтрак, трагедия – это мой обед, а ужинаю я предательством. Если вы можете съесть и переварить все эти три штуки, вы — лучший человек. Вот что дал мне мой Учитель».
— Йоги Бхаджан

Перевод с английского: Стефанович Е.

  1. Леночка спасибо, очень интересная статья про великого Гуру! Из 250 его учеников завершили обучение 15 человек, отбор как в спецназ ГРУ и краповые береты, очень круто!!!

  2. Да, мне самой было интересно прочитать. Спасибо автору за такой рассказ ) К сожалению информации о Сант Хазара Сингхе очень мало.

  3. Спасибо. Это нектар. Читать об отношениях великого учителя с великим учеником.

  4. Вахе Гуру!

Оставить комментарий