Джап Джи Сахиб

Джап джи - k-yoga.ru«Если вы можете понять Джап Джи, вы способны понять всю мудрость Бога».
Йоги Бхаджан

Величайшим источником древней мудрости, которым пользуются Учителя Кундалини йоги, является собрание мантр и шабдов, именуемое Сири Гуру Грантх Сахиб. Иначе его можно назвать сборником священных текстов, обладающих наивысшими вибрациями во Вселенной. В этой книге 1430 страниц записей изречений семи из десяти сикхских Гуру, а также других просветленных людей, принадлежащих к разным религиям. Гуру Нанак сказал, что написанное им – не его философия, не его точка зрения, не его размышления и умозаключения, а Слово, пришедшее к нему непосредственно от Бога, он сам только передал это послание. Теперь эта книга – на просто Священное писание. Она стала для сикхов Одиннадцатым Гуру, который находится вне тела человека.

Сири Гуру Грантх Сахиб начинается с серии мантр, которые известны как Джап Джи Сахиб. В Джап Джи 40 паури (стихов) — множество мантр и звуков, написанных Гуру Нанаком – Первым сикхским Гуру.

Джап Джи служит одним из главных источников мантр и шабдов для Кундалини йоги. Каждое слово в мантре  — это часть звуковой волны Бесконечности. Поэтому слова являются особым инструментом воздействия на сознание человека.

Многие начинающие практиковать Кундалини йогу не хотят использовать мантры в своей практике, так как считают их религиозными песнопениями чуждой религии. Но это не так. Мантры не относятся ни к одной из религий. Эти Божественные слова были переданы нам Творцом через чистых и просветленных людей – сикхских Гуру для того, чтобы абсолютно все люди могли их использовать себе во благо.

Традиционно Джап Джи Сахиб читается в часы утренней амброзии – за 3 часа до рассвета. Утренняя Садхана всегда начинается с чтения Джап Джи. Так же вы можете читать Джап Джи в любое время в течение дня. Чтение способствует  соединению вас со своей собственной Душой, приводит вас к чувству баланса и равновесия, и ощущению связи с Бесконечным. Также, когда на занятиях вы ложитесь в релаксацию, в качестве музыкального сопровождения можно включить запись всего Джап Джи целиком, наложенного на музыку, либо запись какого-либо одного из его стихов.

Структура Джап Джи очень интересна. В нем можно найти восемь чакр, пять таттв – Земля, Огонь, Вода, Воздух, Эфир. Восемь умножить на пять получается сорок, как раз по числу стихов. Мул мантра  — первый стих в восьмой чакре – с частотой Эфира. Сороковой стих (шлока) соответствует вибрациям первой чакры в таттве Земли. Ежедневное повторение текста Джап Джи способствует установлению во всех чакрах оптимального баланса и настройке всех десяти тел человека.

Сначала чтение Джап Джи может показаться очень сложным на Гурмукхи, но со временем читать становится все легче и легче и наступают удивительные изменения в жизни. Практикующие кундалини йогу должны сознательно подходить к движению языка во рту при произнесении звуков Джап Джи, т.к. на физиологическом уровне, во время произнесения мантр, вы прикасаетесь языком к определенным точкам меридианов на верхнем небе. Это  создает комбинации импульсов, стимулирующих гипофиз и шишковидную железу. В ответ следует рефлекторная реакция в головном мозге, и психика освобождается от глубинных комплексов, страхов, человек начинает переходить на новую ступень самовосприятия, интуиции, ощущения связи со своей Душой, приходит новый уровень сознания.

Каждый из 40 стихов Джап Джи обладает определенным эффектом. Повторяя один или несколько выбранных вами стихов каждый день 11 раз, вы можете работать над той или иной гранью себя,  над разрешением той или иной проблемы.

  1. Мул Мантра изменяет судьбу человека, направляя его к полному процветанию.
  2. Первый стих противостоит депрессии. Он поможет вам выйти даже из самой глубокой депрессии, неуверенности, кошмаров и потерь.
  3. Второй стих развивает терпение и стабильность.
  4. Третий стих преобразует недостаток в достаток.
  5. Четвёртый стих является благословением для тех, кто погряз в чувствах бедности и отсутствия средств.
  6. Пятый стих следует повторять, когда вас наполняет чувство неудачи.
  7. Шестой стих удаляет все ограничения, повторяйте его, когда вы чувствуете себя ограниченным, загнанным в угол, пойманным в ловушку и т. д.
  8. Когда вы страдаете от жадности, стремления к власти, потребности расширять сферу своего влияния и потребность контролировать всё и вся, когда вы становитесь привязанными к своей «территории», вас исцеляет седьмой стих Джап Джи.
  9. Восьмой стих развивает силу, позволяющую стать совершенным мудрецом.
  10. Девятый стих приводит к расширению.
  11. Десятый стих даёт благодать.
  12. Одиннадцатый стих развивает добродетельность.
  13. Когда вы чувствуете свою незначительность, двенадцатый стих даст вам единство «я», и самоуважение.
  14. Тринадцатый стих открывает оккультное знание Бесконечного. Он развивает глубокую интуицию.
  15. Когда вы теряете свой путь в жизни, когда вы теряете понимание своего предназначения и теряете удовлетворённость, четырнадцатый стих укажет вам дорогу.
  16. Пятнадцатый стих ведёт к освобождению.
  17. Шестнадцатый стих даёт знание структуры вселенной.
  18. Семнадцатый стих приносит свободу и оживление.
  19. Восемнадцатый стих побеждает безумие, глубоко укорененную неуверенность и разрушительное поведение.
  20. Девятнадцатый стих даёт универсальное знание, вдохновение и ведёт к открытиям.
  21. Когда монстры кусают вас за пятки, двадцатый стих очистит вас от грехов.
  22. Двадцать первый стих поддержит ваш статус, благородство и положение.
  23. Двадцать второй стих приносит победу в делах, связанных с законом. Он даёт вам видение правильной стратегии.
  24. Двадцать третий стих рассеивает тьму и приводит вас в возвышенное состояние.
  25. Повторяя двадцать четвёртый стих, вы сможете прорваться через все ограничения подобно молнии. Он обладает такой силой, что эффект от практики будет передан через поколения. Он избавляет человека от неудач.
  26. Когда вы повторяете двадцать пятый стих, все ваши нужды удовлетворяются прежде, чем они успевают возникнуть. Процветание, добродетель, собственность будут вашими, даже если вы об этом и не просите.
  27. Двадцать шестой стих трансформирует ничто во всё. В плане бизнеса это означает прекращение убытков, неудач и потерь.
  28. Когда вам кажется, что вы в тупике и не можете найти выход, повторение двадцать седьмого стиха укажет этот выход.
  29. Двадцать восьмой стих — самая мощная комбинация звуков и слов в этом мире. Повторение соединит вас с богом.
  30. Двадцать девятый стих это щит. Те, кто желает вам зла просто исчезнут из вашей жизни.
  31. Тридцатый стих возводит вас на трон божественности, развивая в вас качества святого и мудреца.
  32. Повторяя тридцать первый стих, вы притягиваете к себе все небесные добродетели.
  33. Тридцать второй стих приводит в порядок ваши кармические счета.
  34. Тридцать третий стих разрушает эго и ведёт ваше божественное начало к его Истоку. Он устраняет негативность, нейтрализует ваши деструктивные импульсы, которые могли бы причинить вред другим.
  35. Тридцать четвёртый стих приносит стабильность.
  36. Тридцать пятый стих даёт вам возможность действовать с полным размахом и успешно выполнять свои обязанности.
  37. Тридцать шестой стих приводит к реализации божественной природы внутри вас.
  38. Тридцать седьмой стих отсекает влияние неблагоприятной кармы.
  39. Тридцать восьмой стих разовьёт силу, позволяющую переписать заново свою судьбу.
  40. Заключительная шлока приносит переживание удовлетворённости, воодушевление, признание и уважение.

Русскую транскрипцию Джап Джи можно посмотреть здесь.

Перевод Джап Джи Сахиб

Мул мантра
Един Творец, Истина — Его имя.
Он — Деятель, созидающий всё, что есть
вне страха, вне враждебности,
неумирающий,
нерождённый,
самосущий,
достигается по милости Гуру.
Повторяй!
Истина была в начале творения, Истина была в начале времён,
Истина жива и сейчас, о, Нанак, Истина пребудет во веки веков.

1
Без конца очищая тело, чистоты души не достигнуть.
И нельзя обрести покоя ни молчаньем, ни в транс погруженьем.
Изобильем сокровищ мира глад голодного не утолится,
И усилием разума тщетным не узнать единенья с всевышним!
Как достойным Истины стану? Как разрушу стену неправды?
Волей Господа жить нужно, Нанак! В соответствии с Предначертаньем!

2
Все тела и любые предметы существуют по Воле Господней.
Волей Господа невыразимой зарождается всё живое.
Волей этой неизъяснимой обретается Вечная Слава.
Божьей Волей идут к возвышенью и в порок низвергаются Ею,
Обретают несчастье и счастье в соответствии с Предначертаньем.
На кого- то по Воле Господней Благодать неземная струится,
А другого Всевышняя Воля в круг смертей и рождений ввергает, —
Все и всяк Божьей явлено Волей, без Нее ничто не вершится!
Нанак, знай: Волю Бога постигший в себялюбии не затворится!

3
Тот, кто в силах — поёт о Всесильи, а иной — славословит Даянье,
А ещё кто-то — Знаменье Божье воспевает и Горнии Свойства,
И Всевышнего Промысел славят, и Познанье, и Мысль в напряжении,
И поют, как Творящий из праха вновь живое в прах обращает,
Как Он, ветхое жизни лишая, души новые в мир призывает!
Чтят Творца за Его отдаленность, воспевают неблизость к мирскому,
И поют, что Господь наш всевидящ, что везде и во всём пребывает!
Песнопеньям конца нет и счету: мириады людей и речений,
Но извечно дарует Даритель, мы ж извечно Дар принимаем!
Воплощённой в Создателе Волей душам путь открыт к Восхожденью,
Нанак, знай, что на Путь наставляя, пребывает в радости Сущий!

4
О, Истинносущный, о Неколебимый!
Плоды Твоих дел нерушимы и вечны,
Реченья — любовь безграничная к людям,
Которые просят:“Дай то нам и это!”
И Ты, Вседаритель, даруешь им благо!
Но с чем же предстать пред Тобою, Создатель,
Нам, людям, в стремлении к чертогам небесным?!
Какие слова отыскать, чтоб, им внемля,
Ты нас возлюбил и берёг нас любовью?
Твое, Светоч Истины, Имя святое
В молитвах твердим в предрассветное время,
К Тебе обращаем мы помыслы наши,
К Творцу, что в величье сияет над нами!
Деянья несут нас в потоке рождений,
Меняем тела как меняем одежды,
Ты — наш Милосердный, Ты — наш Всемогущий!
Врата отвори нам к Освобожденью!
И помня о Том, Кто есть Истины Имя,
Восславь же Его повсеместно ты, Нанак!

5
О Самосущий, Наичистейший, Несозидаемый, Несотворяемый!
Те, кто в служении Тебе пребывают, те обретают вечную славу!
Тебя, средоточие свойств наилучших, Нанак без устали пусть восхваляет!
Тебя воспевая, Тебе только внемля, душа да наполнится чистой любовью!
В служении Тебе все печали отринув и счастьем полнясь, пусть сердце трепещет!
Кто ликом к Тебе обращен, Самосущий, пусть слышит Твой Голос, Он — Истины знанье.
И речью к Тебе устремленной, пусть скажет , что Бог вездесущ, что Он с нами повсюду!
Ты — Шива Всевластный, Ты — сам Святой Горакх, Ты — Мать наша Парвати, Брахма-Создатель.
И, даже постигни я суть Твою, Боже, поведать о ней никогда не сумел бы:
Ведь речью Тебя не изречь, наш Создатель, словами Тебя описать невозможно!
О Гуру всех сущих, Дарующий Благо, Тебя лишь о том я молю, Вседержитель:
Ты только одним одари меня даром: способностью помнить Тебя постоянно!

6
Я бы и в тиртхе священной омылся, если б Господь пожелал вдруг такого,
Но этим быть в радость Ему невозможно. На что мне тогда омовение в тиртхе?!
О сколько их, созданных Богом творений! Мириады существ в мире вижу, Создатель!
Всё то, что вокруг , — Милосердие Божье! Без Милости Господа что бы здесь было?!
Лишь только заслышу Наставника Слово, Господнее Слово, что мне в поученье,
Мой разум сокровищ вместилищем станет, камней-самоцветов наполненный блеском!
О, Гуру всех сущих, о, Благо Дарящий! К Тебе я взываю, Тебя умоляю:
Одним одари, Милосердный, Дареньем — способностью помнить и чтить Тебя, Боже!

7
О если бы кто-то, желая почёта, все четыре юги прожил бы на свете,
А может быть, даже и в десять раз больше, — он стал бы известным на всех континентах,
И пусть бы потоком за ним устремился народ, что все десять миров населяет,
И имя его без конца повторяя, все пел бы и пел ему вечную славу,
А тот наслаждался бы почестей блеском, и в бремени славы и чести забыл бы
О том, что важнее всего Милость Бога. — Тогда бы такого оставили вскоре,
И он бы, ничтожный, став всем безразличным, презренней червя меж червей пресмыкался б,
И грешника этого, впавшего в скверну, Господь и держал бы в паденье греховном!
Увидь же, о Нанак, величие Бога, который недобрых к добру направляет
И делает их даже добрых добрее!

8
Внимающий к Слову становится равным сиддхам, святым, богам и великим йогам. Внимая к Слову, он постигает тайны земли, небес и того, что между ними.
Внимая к Слову, он обозревает континенты земли, а также высшие и низшие планы. Внимая к Слову, он освобождается от смерти.
О, Нанак! Преданные всегда полны блаженства,
Внимая к Слову, они очистились от грехов и страданий

9
Слышащий Глас — до богов возвышается, Шивой, иль Брахмой, иль Индрою делаясь.
Даже никчёмный, на Зов отозвавшийся, Господа славит устами без устали!
Внемлющий Голосу — в йоге искуснейшим, сведущим в тайнах телесных становится,
Слышащим — Вед, Откровенья, Предания знание тайное приобретается!
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

10
Слышащим — Истины дар открывается, радость безмерная, знание вечное,
Словно купанием в тиртхах очистившись, полнятся души Светом Божественным.
Будто в священном писании начитанных, их окружают почетом и славою.
И погружаясь в размышленье глубокое, к знанию Бога они приобщаются.
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

11
Слышащий — как в океан добродетелей, смело ныряет на Голос Всевышнего!
Духом очистившись, выше становится шейха, святого, мирского властителя!
Слыша тот Голос, слепой от рождения Путь обретает Божественным Зрением!
Гласом тем — будто рукой Вседержителя, тонущий в бездне на брег выбирается.
Бхакты, о Нанак, тем Зовом ведомые, скверну и муки одолевают,
Богу предавшись, Гласу послушные, Счастья блаженство извечно вкушают!

12
Не означить, словами не выразить путь того, кто обрёл веру в Господа.
Если б кто рассказать и осмелился, пожалел бы потом о содеянном!
Нет бумаги, пера иль писателя, — кто б сумел описать недоступное?
Только им, в Бога мыслию вперенным, открывается Имя Пречистое,
Имя Господа Незамутненное. — Им, кто духом тверд, полон верою!

13
Одной Верой Господь обретается,
Только Верою дух пробуждается,
Только верящий ясностью полнится,
Созерцая обители Божьи,
И удары Судьбы не страшны для тех,
Кто уверовал в Имя Господнее, —
Даже смерти бог, грозный Яма сам,
Не берёт к себе их, поверивших!
Только им, в Бога мыслию вперенным,
Открывается Имя Пречистое,
Это знают те, кто уверовал,
Души их Этим Именем полнятся!

14
Беспрепятствен Путь Верою движимых,
Честь и слава в миру освещают их.
Прям Путь Веры, распутья чужды Ему,
С дхармой накрепко скреплены верные!
Только им, в Бога мыслию вперенным,
Открывается Имя Пречистое,
Это знают те, кто уверовал,
Души их Этим Именем полнятся!

15
И отверзнутся врата Спасения
Тем, кто истинно верует в Господа,
Ибо прочны устои верящих
И для них самих, и для ближних их!
С Верой Гуру ведёт ему верящих
И приводит их ко Спасению!
Им не нужно просить подаяния —
Милость Господа, Нанак, пребудет в них!
Только им, в Бога мыслию вперенным,
Открывается Имя Пречистое,
Это знают те, кто уверовал,
Души их Этим Именем полнятся!

16
Пятеро признанных, пятеро избранных,
В доме Господнем вознесенных пятеро,
В царских чертогах блистательных пятеро!
Мысль о Всевышнем — единственный гуру их.
Словом иль думою неохваченные
Неисчислимы деяния Господа!
Бык, то есть Дхарма, дитя Состраданья,
Верой извечною нас наполняешь Ты!
Те, кто пробужден, способны зреть Истину!
Тяжкое бремя Быком совлекается:
Наш мир и прочие все мироздания —
Силы-то сколькие нужны для этого?!
Божьих творений имен пестроцветие
Чертит и чертит Перо Высочайшее, —
Их перечислить здесь кто попытался бы?!
Если б рискнул, бесконечен был перечень!
Мощь безграничная, формы предивные!
Чудны дары Твои, Господи, — сколько их?!
Все это Волей Единою создано,
Жизней струение Господом задано!
Бога природу постигну ли мыслию?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный!

17
Неисчислимы молитвы, моления,
Подвиги, жертвы во славу Господнюю!
Нет счета книгам иль Вед песнопениям,
Йоги бессчетны, в бездомность ушедшие!
Сколько же бхактов, что мыслию вперены
В знание высшее гун совершенное!
Сколько их, в Истине Путь обретающих,
И милосердных дарителей — сколько их?!
Рати героев, врагов отвращающих,
Сонмы святых, лишь Тебя созерцающих!
Бога природу постигну ли мыслию?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный!

18
Сколько глупцов, в слепоте пребывающих,
Сколько воров, не свое проживающих,
Сколько властителей, силою правящих,
Мир покоряющих, мир покидающих!
Сколько преступников, зло исполняющих,
Грешников сколько, скверну свершающих!
Сколько лжецов, в мире лжи обитающих,
Сколько нечистых, в грязи утопающих,
Сколько хулящих, в хуле погибающих!
Что я, ничтожный, добавить осмелился б?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный

19
Нам не исчислить Имен и Обителей,
Нам не пройти всех Владений Властителя!
Слово “несчетный” к Тебе прилагает кто,
Бремя вины на себя возлагает тот!
Слогов сцепление — Имя Всевышнего,
Слогами славим Тебя, Небожителя,
Слогами Знание нам открывается,
В слогах же Гуны Твои воспеваются!
Речь и письмо — все на слогах построено,
Божье Слово слогами устроено,
И на челах, словно слогов сплетения,
Тайные знаки — Судеб возвещение!
Лишь на Тебе, кем все это начертано,
Нету слогов или знаков, иль черт иных!
Волей Твоею, Твоим Приказанием
Все в мире этом людьми обретается,
Все сотворенное — Имя Господнее,
Где нету Имени — нет мироздания!
Бога природу постигну ли мыслию?!
Жертвой Твоей мне не стать, недостойному,
Что по Тебе, то — Благое Деяние!
Славен в веках будь извечно, Неявленный!

20
Руки ли, ноги ли, тело ль испачкаешь —
Свежей водою легко все смывается!
Если мочою одежду запачкаешь,
Мылом потри — тотчас все отмывается!
Дух, оскверненный дурными деяньями,
Именем Господа лишь очищается!
“Зло” и “добро” — не слова пустяковые:
Действий плодами Судьбу свою пишешь ты,
То, что посеял, то сам пожинаешь ты!
Помни, о Нанак: Господнею Волею
В мир мы приходим и вновь удаляемся!

21

Тиртх ли святых посещеньем, аскезою ль,
Щедрым даянием иль милосердием
Ты обретаешь заслугу никчемную —
С семя кунжутное, может, не более!
Я же, услышав Зов Господа, с верою
В тиртхе души омовенье вершу своё!
Всё, что имею в душе добронравного,
Это — Твоё, не моё оно, Господи!
Доброе в сердце Тобою сотворено,
Ведь без него и Любви к Тебе не было б!
О, Самосущий, — и в Майе и в Брахме Ты,
В книгах священных, во всём Ты присутствуешь!
Истиной Вечною, дивно прекрасною,
Радуешь сердце того, кто уверовал!
В пору которую, время в какое,
В сутки какие, в неделю которую,
В года какой из сезонов иль месяцев
Форма Твоя нам предстала — не знаем мы!
Сроки неясны и мудрому пандиту,
Будь то иначе — Пураны поведали б!
Срок не известен и судиям — кази,
Знали б то — было б в Коране написано!
Дни или сроки неведомы йогинам,
Нам же откуда б знать числа иль месяцы?!
Он, Вседержитель, Вселенной Создатель,
Всё сотворяющий ведает сроки!
Где отыщу подходящее слово?!
Имя Его как восславить сумею?!
Всякий о нём говорит непрестанно,
Другого глупее при этом считая!
Мощи Божественной нету предела,
Мир Его Волею создан, о Нанак!
Если бы кто, возомнивший в гордыне,
Будто на свете он всё понимает,
Вдруг пред Всевышнего оком предстал бы,
Не был бы с лаской он Господом встречен!

22
“Под одной преисподней — других сотни тысяч,
А над куполом неба — небес мириады!”, —
Таково слово Вед, и творцы их напрасно
Беспредельность Господню пытались постигнуть!
Христиан, мусульман, иудеев Писанья
К восемнадцати тысячам сфер Мирозданье
Возведя, утешались конечностью ложной,
Но бессчётное к счёту свести невозможно!
Ведь опора всего есть Господь-Вседержитель,
Беспредельностью явленный Мира Хранитель!
Если б кто исчисление мира задумал,
Потонул бы в расчётах, запутался в думах!
Величайшим, о Нанак, Его называют:
Только Сам Он природу Свою постигает!

23
Достославному Господу славу поем мы,
Но Великая Слава Его непостижима!
Мы — как реки, что с морем торопятся слиться,
И неведомо рекам величие моря!
Шире моря владенья царей и султанов,
Их богатства, их деньги — как гор громожденье,
Но всесильные мира ничтожней козявки,
Что чтит Господа, помня о Нем непрестанно!

24
О Господь, бесконечны Твои проявленья,
И Тебе славословиям нету пределов,
И Деянья, и Милость Твои безграничны!
Нет границы у зрения, нету у слуха,
И движение мысли Твоё непостижно,
И пределов Творенья не видно рассудку.
И откуда ни глянь — ни концов, ни начала,
И все те, кто пытались объять Необъятность,
Лили горькие слезы в отчаянии тщетном,
Ибо Воли Твоей неизвестны пределы,
И узнать никому никогда не дано их,
И чем более слов в похвалу Тебе ищем,
Тем Величье Твоё беспредельней пред нами!
На высотах на горних Господь пребывает,
Горних высей превыше Высокое Имя!
Если б кто-то сумел Тебя выше подняться,
Он один мог пытаться понять Тебя, Боже!
Но постигнуть Себя только Сам Ты способен!
Нанак, знай: Милосердием Милость даётся!

25
О Господь, велика Твоя Милость к нам, смертным,
И величье Её описать невозможно словами!
Ты — Великий Податель, Ты всё, что есть в мире, даруешь,
Ничего не жалея для нас, и крупицы Себе не оставив!
Сколько ратников, Милость Господню взыскующих вечно,
Их несчетны ряды, и к Тебе бесконечны их просьбы,
Их нельзя сосчитать, даже мыслию их не охватишь,
Ибо нету названий для чисел, вмещающих сонм их!
Сколько в мире глупцов, что себя разрушают в пороках,
Сколько Милость принявших, но позже отринувших Бога!
И бессчетны болваны, чьи только о сытости думы,
И числа несть таким, что страдание терпят и голод!
И всё то, и всё это — Тобою, Податель, дается,
Узы жизни и смерти Твоей налагаются Волей!
Ей перечить иль как-то дополнить — никто не посмел бы,
Даже если б нашелся глупец, попытавшийся молвить иное,
Испытавши толчки и удары, он Истине внял бы!
Только Сам наш Господь знает, что и кому подаётся,
И сказать о том могущих мало средь смертных найдётся,
Но кого поученьем-советом Господь одаряет,
Тот, о Нанак, царём меж царей пребывает!

26
Запредельна “цена” Твоих Гун, Проявлений Господних,
Нет пределов в “цене” у того, чем с Тобою “торгуем”,
И “бесценны” “торговцы” на “торжище” этом вселенском,
И “хранилища” Гун Твоих тоже “цены” не имеют!
И не ведая “цен”, мы, “бесценные”, в мир этот входим,
И все так же, не зная “цены”, покидаем его мы!
И “бесценное” нечто в любви к Тебе, Господи, ищем,
Средоточие духа обретши, мы канем в “бесценность”!
И Высокий Закон, и Твой Суд ведь “цены” не имеют,
Нет “цены” на “весах”, и “бесценны” “торговые гири”!
И Даянье “бесценно”, и Знак Твоей Милости, Боже,
Милосердье “цены” не имеет, “бесценен” Наказ Твой!
И “бесценней” “бесценности” Ты, наш Духовный Владыка,
О Тебе, Несказанном, словами сказать невозможно:
Кто, в Тебя мыслью вперившись, что-то сказать и пытался,
Тот, растратив слова, ничего не понявшим остался!
О Тебе речь ведут мантры Вед и Пураны святые,
И ученые, споря, твердят о Тебе в предреченьях,
О Тебе думы Брахмы, и Индры  моленья — к Тебе же,
О Тебе песнопения Радхи-пастушки и Кришны,
И Владыки всех йогов и сиддхов слова — о Тебе же,
И бесчисленных Будд о Тебе, их Создателе, речи!
Боги все и все демоны только тебя воспевают,
И благие, и люди святые к Тебе лишь взывают.
Много тех, кто пытается речью постичь Тебя, Боже,
И таких, кто в тщете всех попыток наш мир покидает,
Те и эти — создания Воли Твоей, о Создатель,
И создай их хоть столько ж — Тебя описать не сумеют!
Всех оценок и мнений Господь Наш превыше, о Нанак,
И Ему лишь известно, что Истины Столп — только Он же!
Тот, кто, всуе болтая оценивать Господа стал бы,
Величайшим глупцом пред всем миром навеки предстал бы!

27
Сколь чудесны врата, сколь прекрасна обитель,
И Господь Предержащий там в ней восседает!
Музыканты играют на всех инструментах,
Дивной музыки звуки разносятся всюду,
И мелодии, с ладами слитые, льются,
Воздух трелями полон, звучат песнопенья,
И поют восхваления ветра порывы,
И вода, и огонь воспевают Тебя там!
И сам Дхармы Властитель поет Тебе славу,
И все служки Его распевают и пишут,
Пишут судьбы людские, а Дхармы Владыка
Их читает и мыслью вершит приговор Свой!
Брахма, Шива и Деви в прекрасных нарядах
И в Твоих украшеньях Тебя воспевают!
И богини, и индры, у врат восседая,
В славословии дружном Тебя восхваляют!
И поют Тебе сиддхи, в самадхи вошедшие,
С ними садху, устойчивость в мыслях обретшие,
И святые отшельники, благость дарящие,
Жизнелюбцы, герои, себя не щадящие,
Многоумные пандиты, риши великие,
Гимны Вед распевают и славят Владыку!
И с небес, и с земли, и из нижних пределов
Хором славу поют Тебе юные девы!
Все сокровища мира свой блеск восхитительный
Направляют к Тебе, их Творцу и Властителю,
И все тиртхи святые Тебя величают,
И паломники дружно Тебя восхваляют!
И могучие воины славословят Тебя,
И поет все живое, что носит Земля,
Небеса и планеты, весь мир без конца
Песнопеньями славят Тебя, их Творца!
Но Тебя достигают лишь тех восхваленья,
Кто Твоей Благодатью наполнил моленья,
Им, к Тебе причащенным, дается такое:
Жить в любви и едином настрое с Тобою!
Есть мириады иных — все Тебя воспевают.
Что в них Нанаку? — Мысль его их обтекает!
Только Ты вековечен, Ты — наш Повелитель,
Твое Имя — свет Истины Высшей, Властитель!
Ты всегда был, Ты есть и извечно Ты будешь,
Над Тобою же созданным миром пребудешь!
Своей Волей создав мир существ иллюзорный,
Ты над ним восседаешь, достоинства полный,
И, любуясь твореньем Своим же, Властитель,
На его разноцветье взираешь в величии!
Только то, что по сердцу Тебе, исполняешь,
А противное Воле Твоей отвергаешь!
Падишах падишахов! Надо всеми Ты старший!
Нанак жизнь свою строит, Твоей Воле предавшись!

28
Свой душевный покой сделай йога серьгами
И сумой или чашей смиренье пусть станет,
Вперив мысль в Имя Господа, сосредоточась,
Преврати её в пепел, тело йога покрывший!
Йога рубищем станет Твой страх перед смертью,
Беспорочное тело — йога жизнью бездомной,
Твоя преданность Господу пусть обернётся
Воплощеньем особости, посохом йога!
Пусть все те, кто вокруг, станут близкими духом,
Как для йогов “Ай Пантх” — Высочайшее Братство,
Если только себя самого обуздаешь,
Мир, тобой побеждённый, у ног твоих ляжет!
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

29

Претворённое Знанье да станет едою,
Состраданье — йогиней-раздатчицей пищи,
И пускай зазвучат, словно в трапезной йогов,
В каждом сердце Божественной Музыки звуки!
И пусть Самость Твоя станет натхов Владыкой,
Что всех натхов ведет, как волов на верёвке,
А значительность ложная, к чуду готовность
Пусть других привлекает, служа им усладой!
Привлекая к Себе, от Себя отлучая,
Миром правит Господь Своей Воли веленьем.
И благое, и злое — все действия наши,
Всё записано Богом, Судьбу предрешая.
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

30
Говорят, что Праматерь, Великая Майя,
Силой йоги зачав, в срок затем разрешилась,
И чудесная тройка божеств первозданных
В свет явилась как тройка послушников Бога.
И один — созидатель, всё в мире творящий,
А другой — охранитель и пищи податель,
Ну а третий — судьёй именуется грозным:
Суд вершит справедливый он денно и нощно.
Но все трое — явленья Божественной Воли,
Ибо миром Господь лишь Один управляет:
Как по нраву Ему, так и делает дело,
В этом Вечный Наказ Его, к людям идущий!
И за всем услеждая, Он сверху взирает,
И во всем Его Око, но Сам — недоступен:
Видит всех, но увидеть Его — невозможно, —
Разве большему чуду есть место на свете?!
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

31
Сколько в свете миров — Ты на Троне повсюду,
Ты везде пребываешь, Вместилище Истин!
Что бы Ты ни задумал, всегда воплощаешь, —
Этот мир сотворён Тобой враз и навеки,
И, исполнив работу, глядишь со вниманьем
За всем созданным Волей Твоей, Созидатель!
Знает Нанак, что Вечного — вечно Деянье,
Что Господь — это Истины Столп Нерушимый!
Припади же с поклоном к стопам Господина,
Чистоты Средоточью, без конца иль начала,
Век за веком спешит, но одно неизменно:
Вековечен Господь и Покров Его светел!

32
Лишь один возгласит — сотни тысяч подхватят,
И на зов — мириадов толпа отзовётся,
И по сто тысяч раз всякий миг разнесётся
Восклицанье “Джагдиш!”— Имя Мира Владыки!
Претворив славословия в паури-строфы,
По ступеням-стопам можно к небу подняться,
Но нельзя и надеяться с Богом сравняться,
Потому что стать Им — никому невозможно!
Глас небесный расслышав, козявка ничтожная,
Что способна лишь ползать, войдя в искушение,
И гордыней исполняясь, в своем обольщении
Вдруг решила б, что небо — ее обиталище!
Знает Нанак: одною лишь Милостью Господа
Обрести Его можно иль только приблизиться,
Восхваленьями ложными Он не обретется
И речами пустыми не достигается!

33
Мы не властны в речах — их Господь направляет,
И в молчании не властны, и в просьбах-моленьях,
И вне сил наших слабых Даянье-Даренье,
И не вольны мы в жизни иль гибели нашей!
В обретении власти мы столь же безвластны
Или денег, чей звон Голос Вечного глушит.
Озарением, знанием, мысли движеньем
Лишь Господь, но не мы в полной мере владеет,
Нашу жизнь осветив, привести нас к Спасенью,
Разорвать узы сансары — Он лишь умеет!
И вся власть, и вся сила — в руках Господина,
Этот мир сотворив, Сам за ним наблюдает,
Кто вверху, кто внизу — Он Один лишь решает,
Ибо Воля Его безгранична, о Нанак!

34
Года сезоны, ночи и дни, лунные фазы, календари,
Ветров порывы, потоки воды, пламя и те, что под нами, миры,
Всё обустроив, Господь сотворил
Землю и в центр, словно храм, поместил.
На ней обитают мириады существ —
Имён не упомнить, названий не счесть,
Но помнит Господь все деяния их,
Он — Истины Суть, Его суд справедлив!
Особо сияет пятёрка святых,
И Милость Господня нисходит на них.
Деяний людских результат оценив,
Плод спел иль незрел, — то Создатель решит,
И Нанаку ясно: покинув предел
Сей жизни, её постигаем удел!

35
Теперь со ступени, где Дхармы основы,
Поднимемся выше, — о Знании слово:
Сколько миров с их огнями и водами,
Буйством ветров, богами, народами!
Сколько божеств, Шив иль Кришн почитаются,
Брахмы, несходные видом, рождаются, —
Бесчисленны твари, формы и лики, —
Всё творится Волей Владыки!
Простор для деяний Господних любых,
Сколько здесь Меру, гор мировых!
Сколько наставников с их поученьями —
Древнему Дхруве подобных в сражении!
Сколько же лун или солнц, свет дарящих,
Сколько здесь Индр, на тронах сидящих!
Бессчетны миры во Вселенной Господней,
И в каждом — царства, страны, народы!
Несметны в них сиддхи, натхи иль Будды,
Несчётны обличья богини Дурги,
Бесчисленны боги, святые, титаны,
Сокровищ дивных полны океаны!
Недр изобилье, всё дышит, колышется,
Сколько речей — Голос Божий в них слышится, —
Сколько царей, падишахов, династий,
Текстов священных, к культам причастных, —
Знай, Нанак: нету конца бесконечному,
Нету — как Воли Божьей Всевечной!

36
На Стадии Знанья блистает Познание —
В лучах Его тают остатки незнания,
И музыки легкость, и волны блаженства
Для тех, кто в Познании обрёл совершенство!
А далее — Поле Духовной Работы,
Усилий ступень, где прекрасны все формы,
Где дивное диво Господь творит…, —
Увы, рассказать о том — слов не хватает!
А если бы кто-то поведать посмел бы, —
О том до кончины своей сожалел бы!
Там Озарение мысль очищает,
Там Пробужденье души наступает,
Там боги и сиддхи, в Сознания новь
Входя, обретают покой и любовь!

37
Ступень Воздаяния следом идет,
Духовная Сила Её создает,
Там Милость Господня всецело царит,
Тому, кто вне Бога, туда путь закрыт!
Там сонмы счастливых мужей-небожителей,
Великосильных героев-воителей, —
Как Раму Ситы любовь наполняет,
Так души их Божьим Величьем сияют!
Блистательны формы, и слов не сыскать,
Чтоб их красоту хоть слегка описать!
Живут они вечно, смерти не зная,
Манас их — Рамы Обитель Святая,
И тварного мира ложный удел
Им, преданным Богу, не ведом совсем!
И бхакты, из разных прибывши миров,
Здесь Волей Господней нашли себе кров,
Блаженство вкушают и славят Творца,
Что Светом Всевечным их полнит сердца!
А далее — Истины Высшей Предел,
Обитель Того, Кто вне слов и вне тел,
Кто мир сотворив, им любуясь, глядит,
Чей взор благодетельный Милость дарит!
Той Истины Свет проницает здесь все:
Миры, небеса, даже Брахмы яйцо!
Попытка конец в Бесконечном найти
Сулит неуспех, ибо слов не найти.
Всех форм не исчислить, нет счета мирам
Их Собственной Волей Господь зиждет Сам,
Творя, созерцает деяний узор,
И Мысль Его ясна, и радостен взор!
О Нанак! Стараться Его описать —
Пытаться твердейшую сталь изгибать!

38
Но мы в перековку ввергаем себя,
И нам указание — Воля Твоя!
Воздержанность в чувствах — пусть кузницей станет,
Упорство — трудом кузнеца непрестанным,
И ум — наковальней, а молотом — Знанье,
Что, разум вправляя, шлифует Познанье.
И страх перед Господом будет мехами,
Движеньем которых вспыхнет пламя,
И огнь, вычищая окалину смерти,
В горниле Любви отформует Бессмертье!
Пред праведным Слово Господне предстанет
Как двор, где Властитель монеты чеканит,
И блеском златым, претворенным в червонце,
Пусть Истины Свет воссияет как солнце!
На тех, к кому взором Господь прикоснётся,
В деяньях благих Его Милость прольётся,
И Богом обласканный, Нанак считает:
Господь Милосердьем его направляет!

Шлока
Как воздух — живому, так Гуру — благому!
Вот Небо-Отец — Он дождём орошает
Мать-Землю и в Ней всех существ порождает,
А Та, Повелителя Воле послушна,
Несёт в своём лоне огромном все души.
Вот День — В нераздельности с Ночью-Подругой
Дитя развлекают, лаская друг друга,
И мир, их ребёнок, резвится беспечно
Под нежным присмотром наставников вечных.
Вот Дхармы Владыка — Закон соблюдая,
Он список поступков усопших читает
И, зло от добра отделив, строго судит,
Кто к Господу ближним, кто дальним пребудет.
И ведает Нанак: есть люди чистейшие,
Хранящие в мыслях Имя Светлейшее,
Их подвигам трудным отверзнутся двери
Спасенья для них и для братьев по Вере!

  1. Со одной стороны, например, чтение по 11 раз несколько абзацев из этого текста, влияющих на карму, с другой стороны — медитации, так же виляющими на карму: сударшана-чакра крия и, пускай, ганпати крия. Выполнение последних занимает больше времени и усилий. Да ещё не всем даётся сразу. Как то не укладывает в голове. Что сильнее всё таки медитации или эти мантры?

  2. Александр, каждому человеку — свое. Все практики работают. Вы должны выбирать, полагаясь на свою интуицию. Это просто, если отпустить описания, сравнения, представления. Просто почувствуйте, что на самом деле хотите.

  3. Сат нам! Выполняю с 8 февраля практику — 40 дней с Мул мантрой. Начали происходить такие перепады в настроении. Причем каждый день что то новенькое: то состояние влюбленности, то на следующий день депрессия, то мысли разные негативные носятся в голове. Это нормальное состояние? Так и должно быть после практики или пора к врачу?

  4. Здравствуйте! Опишите, пожалуйста, подробнее свою практику.

  5. Елена, здравствуйте! Я Вам сброшу ссылочку на практику . Многие ее выполняют — https://vk.com/40days_moolmantra

  6. Татьяна, да, такие перепады настроения, эмоции можно связать с практикой. КЙ усиливает все то, что есть — и «позитивное» и «негативное». Также происходит сильная очистка подсознания. Другой вопрос, готовы ли прожить то, что происходит? Есть ли у Вас ресурс для этого?

  7. Сат нам! Елена, спасибо за разъяснение, а то начала немного беспокоиться. Я думаю, что если у меня возникло желание пройти данную медитацию все 40 дней, значит где-то подсознательно готова проживать все изменения. Правда я только начинаю свой путь с КЙ, не хватает элементарных знаний, поэтому многие изменения иногда пугают, но ведь нужно с чего-то начинать?

  8. Конечно, начинать нужно! Я рекомендую Вам добавить к своей ежедневной практике любую пранаяму и крийю для наработки навыков концентрации внимания.

  9. Спасибо большое, Елена! Вечерами после работы выполняю Вашу практику «Крия для работы с головным мозгом», помимо утренней медитации с Мул-мантрой. Или все нужно выполнять вместе? И в какой последовательности?

  10. Татьяна, можете оставить как есть, если время не позволяет выполнять крийю также утром, а затем медитацию. Эффект больший, если мы используем энергию, наработанную в крийе, в медитации.

  11. Огромное Вам спасибо, Елена! Буду стараться совмещать крию и медитацию. Вы мне очень помогли!

  12. Татьяна, Сат Нам! Хорошей Вам практики!

  13. Добрый день.
    А как согласовать повторения всего текста и нескольких стихов (например 2-3) по 11-раз?

  14. Александр, здравствуйте! Если Вы читаете весь Джап Джи 1 раз в день, тогда стихи Вам надо повторить уже 10 раз. Но на самом деле, если повторите 11, будет только лучше )

  15. Не хватает ещё двух стихов:
    — для понимания структуры собственной энергетики, кармы и дхармы, и влияния на них различных крий и медитаций,
    — для понимания правильной стратегии личной практики кундалини-йоги.

  16. Добрый день. А что такое небесные добродетели?

  17. Это любовь, служение, сострадание, благородство, чистота.

  18. Елена, я вас утомил наверное вопросами )))

    А почему в некоторых вариантах Садханы Джап Джи читается в начале практики. Может так надо делать, а не в конце после медитации или в качестве неё?

    И ещё вопрос. Только при практики понимаешь, что некоторые стихи дают ненужный мне эффект и приходится их больше не читать. Я думал, что будет постоянный блок стихов на 120 дней, но понимаю, что так не получится. Можно ли применить такую методику:
    — есть постоянно читаемые стихи,
    — другие по 120 дней, но у некоторых разные даты начала и конца. Например: один стих читается 120 дней с 5 июня, другой 120 дней с 12 июня. То есть у каждого стиха собственный отсчёт дней.
    — добавлять в практику некоторые стихи по необходимости по 40 дней или до достижения эффекта.

  19. Александр, здравствуйте! Ничего страшного, даже наоборот хорошо, возможно кто-то почерпнет из Ваших вопросов и моих ответов что-то полезное для себя )
    Садхана Эпохи Водолея начинается с чтения Джап Джи целиком, это единственно правильный вариант. Если Вы читаете отдельные стихи, то это нужно делать после Садханы, днем или вечером. Количество стихов и то время, когда Вы начинаете и заканчиваете стих, не имеет значения. Добавляйте и убирайте по Вашему желанию и интуиции. Сат Нам!

  20. Елена, добрый день. А джап джи целиком читать один раз утром? Или 11? Я читаю 25-й стих 11 раз.

  21. Светлана, все чтение Джап Джи 11 раз займет примерно 2,5 часа. Если Вы располагаете таким временем -это просто идеально! Если нет, то можно читать 1 раз утром, если Вы делаете Садхану, или несколько раз в течение дня. 11 раз подряд можно читать отдельные стихи.

  22. А такой вариант чтения будет правильный? Читаются все стихи по порядку, но некоторые один раз, а некоторые по выбору 11 раз.
    То есть, например:
    0 — 11 раз,
    1-ый — 1 раз,
    2-ой — 1 раз,
    3-ий — 11 раз,
    4-ый — 1 раз и так далее.

  23. Александр, Джап Джи читается 1 раз полностью. Затем прочитайте еще 10 раз те стихи, которые выбрали.

  24. Здравствуйте!
    У меня целая куча вопросов
    1)А какое значение имеет сколько раз подрят читать Джап Джи 11 или больше раз (нашла что идеально повторять 11000 раз один стих) а вот еще цитирую «Для закрепления эффекта вы можете читать шабд 11, 54, 108 повторений» ?
    Я немного запуталась так сколько правельно и эффективно?
    2)Почему 40 дней подрят?
    3)А если в какой-то день не получилось прочесть начинать отсчет сорока дней с начала?
    4)как научится правильному чтению (пению) Джап Джи? Есть буквы в скобочках… В аудио не все слова понятны… на слух слышно буквы которых нет в тексте и наоборот…
    5)на первых парах произношение не правильное значит и вибрация будет не верная, может это навредить, дать нетто или негативный эффект?
    Большое спасибо за ответ…

  25. Здравствуйте!
    1. Идеальный вариант — чтение 11 раз в день Джап Джи целиком. Но это займет около 2,5 часов. Если к такой практике Вы не готовы, можно читать столько раз, сколько получится. Если же Вы выбрали 1 стих, то его можно читать 11, 26, 54 или 108 раз.
    2. Считается, что минимальный срок, в течение которого происходят изменения — 40 дней. Поэтому крийю или медитацию мы делаем минимум 40 дней.
    3. Да, начинать сначала.
    4. Есть запись с правильным произношением: Jap Ji Sahib_Ragi Sat Nam Singh. Вот в этой транскрипции я расставила ударения, чтобы было наиболее понятно http://k-yoga.ru/mantry/tekst-japji-sahib/
    5. Нет, навредить не может. Единицы русских людей произносят на 100% правильно. Делайте наилучшее, на что Вы способны и эффект обязательно будет.
    Сат Нам!

  26. Можно слушать ДжапДжи пока занимаешся домашними делами через наушники? 40 дней… Эффект будет?
    Это НЕ вместо чтения а как дополнение…
    Можете посоветовать что слушать в быту…
    Спасибо!

  27. Здравствуйте!
    Немогу найти ти запись с правильным произношением которую Вы пописать…
    Может у вас есть ссылка или скиньте в личку. Спасибо!

  28. Здравствуйте! Да, можно слушать Джап Джи, так же как и любые мантры в течение дня, и особенно ночью. Это нужно делать не 40 дней, а постоянно. Запись разместила в разделе музыка: http://k-yoga.ru/music/

  29. И всё таки, можно Джап Джи читать до основных упражнений? Ведь в садхане сначала читают Джап Джи и потом выполняют крию и медитацию.

  30. Александр, на Садхане — так и есть. Если мы говорим не о Садхане, тогда ваше чтение Джап Джи является по сути медитацией, которая выполняется ПОСЛЕ крийи.

  31. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, я прочитала что повторять стихи необходимо обязательно с покрытой головой и последнии 2строки повторить еще 2 раза.

  32. Валентина, т.к. Джап Джи — это молитва, то лучше читать с покрытой головой. Но если нет возможности — например вы в транспорте читаете, то не нужно специально надевать что-то. Последние 2 строки Джап Джи традиционно повторяются в конце. Но если вы читаете стихи по отдельности, то 2 раза повторять не нужно.

  33. Спасибо за ответ и аудиозапись! )

  34. Не за что! Сат Нам!

  35. Здравствуйте! Скажите, когда ежедневно повторяешь по 11 раз (в течение минимум 40 дней) како-либо один стих Джап Джи, то это нужно делать обязательно под музыкальное сопровождение или можно без, а отсчет делать с помощью четок? (когда я читаю на Садхане полностью Джап Джи, то делаю это обязательно с музыкальным и текстовым сопровождением) ?

  36. Олеся, здравствуйте! Нет, запись не обязательно. Обычно она помогает в начале, когда вы еще находитесь в процессе запоминания текста. А потом можно уже самостоятельно произносить. Это будет быстрее.

  37. Добрый вечер! Я немного запуталась. Я читаю один выбранный мной стих из Джап Джи 11 раз в день. Это медитация или нет? Медитации я помимо этого выполняю 2 штуки, и если чтение стиха является медитацией, то многовато я на себя взяла 🙂 или если я читаю «просто так», то всё в порядке?
    И ещё: можно ли читать на ходу, лёжа, в дороге и в других «немедитативных» позах и ситуациях, имеет ли это какой-то смысл?

  38. Здравствуйте! Вы можете читать этот стих 11 раз после крийи в составе класса КЙ, можете читать отдельно в течение дня (тогда пространство открывать не нужно). Я думаю, что чтение занимает у Вас не более 5 минут, поэтому ничего страшного, если Вы почитаете после основных медитаций.
    Лучше, конечно, сосредоточиться на звуковом потоке. Когда мы сидим с прямой спиной и со скрещенными ногами, это сделать намного проще.

  39. Спасибо Вам за совет 🙂

  40. Сат Нам!

  41. 1. Прочтение Джап Джи целиком 11 раз в течении 120 дней является ли аналогичным такому варианту: несколько стихов по 11 раз каждый 120 дней, ещё несколько стихов 120 дней и так несколько раз по 120 дней пока все не прочитаются? Спрашиваю, потому что в первом варианте Джап Джи целиком читается, а во втором 11 раз подряд один стих.

    2. Такой вариант возможен: 3 раза утром, 5 днем, 3 вечером?

    Спасибо.

  42. Александр, здравствуйте! Всегда эффективнее читать целиком, т.к. это получается как крийя, а отдельно читать стихи — это как просто отдельные асаны выполнять. Понимаете, да? Если у человека нет времени на полное чтение — это все-таки около 2,5 часов в день, то он читает, сколько может. Это лучше, чем ничего.
    Можно делить на любые части, как Вы написали. Самое главное, чтобы в сумме было 11 в день.

  43. Елена, я не правильно смысл донес в вопросе.

    Я по-другому задам. При полном прочтении Джап Джи подряд 11 раз прорабатывается ли все 40 описанных проблем/ситуаций?

    Спасибо.

  44. Александр, да.

Оставить комментарий