Гуру Нанак
Автор: Гурука Сингх
Перевод: Стефанович Е.
Гуру Нанак обрел просветление в 1496 году и тогда же создал эпическую поэму Джап Джи Сахиб, которая повествует о его глубоком переживании Бога и явлении всего творения, как оно есть. Его первым заявлением после просветления было, «Нет индийца, нет мусульманина». Он просто сказал, что по своей сути все одинаковы. Во времена Гуру Нанака это стало очень радикальным утверждением, т.к. люди различных культур были враждебно настроены друг к другу.
Индийское общество олицетворяло индийскую культуру, а мусульмане придерживались семитской культуры. Мусульмане были завоевателями и занимали высшие посты и должности. Индийцы носили статус неприкасаемых и людей второго сорта. Индийцы презирали и ненавидели своих завоевателей-мусульман, а те считали индийцев неверными. В индийском же обществе царила кастовая система, и идея равенства изжила саму себя.
Знакомая картина? Основная истина, которую провозгласил Гуру Нанак – о человеческом равенстве, – лежит в основе непростых социальных перемен, которые мы пытаемся осуществить и в наше время. Подумайте об этом. Если мы допустим, что каждый по своей сути такой же, как любой другой, многие проблемы просто исчезнут. Это подразумевает не просто возлюбить своего ближнего как самого себя, а означает, что твой ближний – это ты сам. Гуру Нанак осознавал глубинную связь, объединяющую всех живых существ, и учил, что все мы сотворены из одной энергии. Нет существенных различий между богатым и бедным, христианином и мусульманином, ученым и необразованным, молодым и стариком, мужчиной и женщиной. Все суждения, разделяющие нас и идущие от ума, должны исчезнуть. И в то время не могло быть более важного социально значимого заявления.
Гуру Нанак жил во времена, когда в индийском обществе царили неразбериха и сумятица. Повсеместно были распространены коррупция, подлость и предательство. Честь, правосудие, положение в обществе – все это покупалось и продавалось. Гуру Нанак открыто высказывал свое мнение о правящем классе, у которого не было ни стремления к справедливости, ни порядочности. Вот как он выразительно описывает те времена: «Кали Юга – это кинжалы, короли и убийцы. Дхарма обрела крылья и исчезла. Луна истины никогда не была видима в темной ночи фальши и лжи». Гуру Нанак резко осуждал коррумпированное управление, «нет никого, кто бы ни брал или ни давал бы взяток. Даже король вершит правосудие в зависимости от того, как намазана его рука».
Самые тяжелые времена в жизни Гуру Нанака были связаны со вторжением в Индию империи Моголов в 1521 году. Гуру очень эмоционально описывает страдания людей во времена вторжения. Самые лучшие стихи вошли в его широко известное произведение «Бабур Вани». По сути, Гуру Нанак был первым индийским святым, который прямо осуждал эксплуатацию. В те темные времена религиозной и культурной разделенности он высказал новые революционные идеи, чтобы поддержать в каждом человеке уверенность в себе, и собрать людей вместе как равных.
Гуру Нанак родился в семье высокой касты. Но он общался со всеми. Он жил и ел вместе с мужчинами и женщинами из низших каст и классов. В то время это было неслыханно, как с точки зрения религии, так и общественного уклада. Консервативная индийская кастовая система была подкреплена священными писаниями, наряду с религиозным оправданием существования касты неприкасаемых и «грязных» людей. Очень показательным стало то, что первым компаньоном Гуру стал Мардана – мусульманин низшего сословия. Подношения, которые получал Гуру во время странствий, раздавались бедным. Излишки еды собирали и передавали на общую кухню, где все могли питаться вне зависимости от своего статуса. Этот институт общей кухни, или лангар, больше чем что-либо еще, помог установить равенство классов, каст и полов. Все сидели за одним столом и беседовали. Короли и брахманы ели рядом с золотарями и нищими. Принимали всех абсолютно одинаково.
В 21 веке очевидны отголоски времен, когда жил Гуру Нанак. Сейчас больше, чем когда-либо, мир нуждается в принятии этого учения, идущего прямо в сердце.