Как правильно выполняется Кундалини крийя?

Кундалини крийяКундалини крийя – как ее правильно выполнять, чтобы получить результат, а не упадок сил и отвращение к практике? Ответ на этот вопрос волнует многих начинающих практиковать йогу. Есть определенные правила, которые любой инструктор должен разъяснить ученикам перед началом занятия. Если вы до сих пор не слышали о них, прочитайте здесь: https://k-yoga.ru/kundalini-yoga/
Но существует еще ряд особенностей практики Кундалини йоги, о которых говорят не многие преподаватели. В этой статье, подготовленной по лекции моего учителя Алисы Ротенберг, я постаралась кратко рассказать об интегративном подходе в Кундалини йоге.

На классе йоги мы всегда получаем тот или иной опыт. И обычно после практики, в раздевалке с друзьями, или дома, со своими близкими, мы обсуждаем этот опыт. Что мы обычно говорим? «Это было круто», «меня вштырило», «как классно» и т.д. И получается, что опыт есть, а рассказать о нем не возможно, т.к. у нас нет символьной системы. Фактически, мы практикуем на уровне животных – делаем, а сказать не можем, т.е. до мозга этот опыт не доходит. т.к. для этого нам нужно связать и назвать все, что с нами происходит. Человечество началось с того, что Адам – первый человек – все называл. Всему было дано название, и с того момента люди могли коммуницировать между собой, объяснять, показывать, рассказывать, и у них возникал образ в ответ на слово.

Существуют 5 основных элементов, которые составляют человеческий опыт:

S — ощущения (кинестетика)
I — образ (визуальный, звуковой)
B – действие (что мы делаем)
A — эмоции (зависят от телесных ощущений и ассоциаций)
M — мысли

Эти части постоянно присутствуют в любом опыте. Но что-то из них постоянно выпадает. Кто-то привык вспоминать только визуальные образы (визуалы), или только ощущения, звуки, мысли, действия (самое популярная фраза — «Крийя Кундалини у меня получилась! Я сделал ее на полное время!» — но это ведь только 1/5 опыта).
Только тогда, когда мы замечаем присутствие всех пяти элементов, мы получаем целостный опыт, т. е. интегрируем себя. Для того, чтобы это произошло, нам нужно научиться смотреть в эти пять зон. Обычно мы присутствуем в одной или двух из них. А остальные выпадают. Но тогда мы отражаем опыт не целостно. А конечная задача йоги — соединение конечного «Я» с Божественным, пережить в теле опыт единства. т. е. отразить его в себе.  Для этого нужно пережить свое собственное единство. Если мы сами не являемся целостными, не можем замечать все пять элементов опыта, то мы не способны целостно отразить то, что больше, чем мы. Нам не нужно бегать по всему миру, чтобы отразить все. Нам достаточно соединить себя воедино. Идея интегральности — дифференцировать каждую часть опыта, научиться ее замечать и затем целостно переживать тот опыт, который мы проходим. Сначала мы делаем это на уровне коврика для йоги.

И крийя Кундалини йоги в этом отношении довольно удачная конструкция, потому что это: и движение, и мы представляем и замечаем приходящие образы, воспоминания; это еще и музыкальный ряд, который всегда связан так или иначе с эмоциями; обычно инструктор и про смыслы того, что мы делаем, рассказывает; и, наконец, ощущения. Когда мы начинаем двигаться, мы задействуем те зоны, которые остаются у нас обычно неподвижными, т.к. мы не хотим прикасаться к тем чувствам, которые нам когда-то не понравились. И когда мы начинаем двигаться, приходят эти чувства. У нас есть два выхода: продолжать двигаться, дышать и принять эти чувства, или перестать чувствовать. Либо мы присутствуем в своем опыте пока делаем крийю, или мы научаемся отлетать. Это – два разных направления движения в Кундалини йоге.

Интегративный принцип в Кундалини йоге состоит в том, что мы остаемся в том опыте, который есть, и проживаем как приятную, так и сложную его части. Бонусом за то, что в крийе мы проживаем неприятную часть опыта, является т. н. катарсис. Когда мы входим в тяжелое переживание, энергия освобождается из формы, которую мы удерживали годами, и она превращается в нашу силу, мы начинаем ощущать прилив сил, нам становится гораздо лучше после практики йоги.
Следующий предел интеграции – когда мы замечаем, какие мысли включаем в то, что чувствуем. Мы имеем возможность получить инсайт — мгновенное проникновение в суть того, что нас беспокоило и мучило.
И затем мы начинаем практиковать это за пределами коврика эту способность проживать опыт целостно, замечать, какие смыслы мы наворачиваем на то, происходит. Мы замечаем это в режиме нашей обычной жизни, нам становится понятно, что происходит здесь и сейчас.

Основной принцип йоги — уважительное принятие, принятие опыта. Если мы пытаемся свой опыт подогнать под клише: «я сейчас не должен так себя чувствовать, а должен сейчас чувствовать то-то и то-то», то это сразу заставляет наш опыт прятаться. Опыт разворачивается только в ответ на принятие. Это — важнейшая часть любой йоги. Если мы пытаемся подогнать свои чувства под шаблон, в этот момент йога заканчивается. Йога — очень уважительное и принимающее соединение. Когда мы научаемся смотреть на свой опыт принимающими и уважающими глазами, с этого начинается йога. Поэтому наблюдайте и оставляйте оценку того, что с вами происходит в крийе или медитации Кундалини йоги. Пусть останется лишь тотальное принятие и опыт, который состоит из пяти частей.

Этот материал опубликован для ознакомления. Практикуйте под руководством преподавателя Кундалини йоги, прежде чем начать самостоятельные занятия, т.к. неверное выполнение может нанести вред вашему здоровью!
С краткой памяткой для начинающих можно ознакомиться на странице "Кундалини йога"
Оставить комментарий